После второй мировой войны Восточная Европа была отделена от Западной Европы в связи с идеологическими и политическими расхождениями, порожденными "холодной войной". Восточная Европа оказалась под господством Советского Союза. В 1949 г. двенадцать стран, находящихся на обеих сторонах Атлантики, образовали Организацию Североатлантического договора с целью противодействия возможным попыткам СССР распространить свой контроль над Восточной Европой на другие части континента.
В период с 1947 по 1952 гг. планом Маршалла были обеспечены средства для экономической стабилизации стран Западной Европы. Роль НАТО в качестве военно-политического союза заключалась в обеспечении коллективной обороны от любой формы агрессии и поддержании безопасности для развития демократии и экономического роста. Говоря словами тогдашнего президента США Гарри С. Трумэна, план Маршалла и НАТО были "двумя половинками одного ореха".
Государства-основатели НАТО (Бельгия, Великобритания, дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США и Франция) обязались обеспечивать оборону друг друга в случае военной агрессии против любого из них. Связывая Северную Америку обязательствами по обороне Западной Европы, Североатлантический союз демонстрировал, что любая попытка политического или военного нажима на Западную Европу обречена на провал. Одновременно с этим он содействовал постепенному усилению интеграции и взаимозависимости направлений политики различных стран в области обороны.
К началу пятидесятых годов ход международных событий, приведший к началу войны в Корее, наглядно подтвердил опасения Запада в отношении экспансионистских амбиций СССР. В соответствии с этим государства-члены НАТО активизировали свои усилия в области создания военных структур, необходимых для реализации их обязательств по совместной обороне. Присутствие североамериканских сил на европейской территории по просьбе правительств европейских стран помогло заставить СССР отказаться от мыслей о том, что агрессия может быть успешной. Более того, со временем число государств-членов НАТО увеличилось. В 1952 г. в Североатлантический союз вступили Греция и Турция, через три года к нему присоединилась Федеративная Республика Германия, а в 1982 г. - Испания.
Благодаря Североатлантическому союзу Западная Европа и Северная Америка не только совместно защитили свою независимость, но также достигли беспрецедентного уровня стабильности. Более того, о безопасности, предоставляемойНАТО, говорили как о "кислороде процветания", обеспечившем основу европейского экономического сотрудничества и интеграции. В начале девяностых годов НАТО также помогла положить конец "холодной войне", а с ней и расколу Европы.
Во время "холодной войны" роль и цель НАТО были четко определены существованием угрозы со стороны Советского Союза. В начале девяностых годов по настоянию недавно освободившихся стран Восточной Европы была распущена Организация Варшавского договора, и произошел развал СССР. После исчезновения традиционных противников некоторые комментаторы считали, что исчезла потребность и в НАТО, а поэтому в будущем можно будет резко сократить расходы на оборону и капиталовложения в вооруженные силы.
После распада СССР многие союзники по НАТО существенно урезали свои расходы на оборону, в некоторых случаях до 25%. Однако надежды на получение еще большего "мирного дивиденда" оказались неоправданно оптимистическими. Вскоре стало ясно, что хотя окончание "холодной войны" и устранило угрозу военного вторжения, нестабильность в некоторых частях Европы усилилась. В бывшей Югославии и некоторых частях бывшего СССР возник целый ряд региональных конфликтов, зачастую подогреваемых межэтнической напряженностью. Страны НАТО быстро пришли к выводу о том, что их обязательства в области коллективной обороны и сотрудничества, реализуемые в НАТО, по-прежнему служат наилучшей гарантией их безопасности. Несмотря на то, что вероятность военного вторжения уменьшилась, потребовались новые формы военно политического сотрудничества для сохранения мира и стабильности в Европе и предотвращения эскалации региональной напряженности после окончания "холодной войны". Более того, потребовались крупномасштабные внутренние реформы, чтобы адаптировать военные структуры, силы и средства и оснастить их для выполнения новых задач, таких как урегулирование кризисов, миротворчество и операции по поддержанию мира, дополнительно к поддержанию их способности неизменно выполнять первостепенные задачи обороны. В ответ на новые вызовы безопасности НАТО стала не просто сплоченным союзом, отвечающим преимущественно за коллективную оборону, но и основным звеном партнерства государств, тесно сотрудничающих в широкой сфере обеспечения безопасности.
Многие основные проблемы, вызвавшие раскол Европы во время "холодной войны", были осложнены антагонизмом, существовавшим между Востоком и Западом в идеологической, политической и военной сферах. Кардинальные перемены, приведшие к окончанию «холодной войны», позволили НАТО выдвинуть ряд инициатив в области укрепления безопасности и стабильности и создать структуры для диалога, укрепления доверия и сотрудничества с бывшими противниками, а также с другими европейскими государствами и соседними странами всего Средиземноморского региона.
Одним из первых шагов в этом направлении стало создание в 1991 г. Совета североатлантического сотрудничества. Затем он был переименован в Совет евроатлантического партнерства и превратился в главный форум для консультаций и сотрудничества между НАТО и странами Евроатлантического региона, не входящими в НАТО.
В 1994 г. НАТО выступила с инициативой, известной под названием "Партнерство ради мира". Это программа направлена на оказание содействия странам в перестройке их вооруженных сил с тем, чтобы они могли надлежащим образом играть свою роль в демократическом обществе и участвовать в миротворческих операциях под руководством НАТО. В ней учитываются индивидуальные потребности каждой из стран и создаются возможности для практического сотрудничества в разнообразных областях, что позволяет участникам выбирать большее или меньшее число видов деятельности в зависимости от их потребностей в области обеспечения безопасности. Такими видами деятельности могут быть военные учения, симпозиумы, семинары или учебные курсы. Особый упор делается на повышение "прозрачности" в деятельности вооруженных сил, а также демократический контроль и управление ими. Опыт, накопленный в рамках Партнерства ради мира, существенно способствовал сотрудничеству между странами, участвующими в миротворческих силах, таких как Силы стабилизации (СФОР) (SFOR) в Боснии и Герцеговине и Силы для Косово (КФОР) (KFOR).
В 1995 г. НАТО учредила Средиземноморский диалог с шестью странами Средиземноморского региона - Египтом, Израилем, Иорданией, Мавританией, Марокко и Тунисом. Эта программа, к которой в 2000 г. присоединился Алжир, направлена на улучшение отношений и взаимопонимания со странами Средиземноморского региона, а также содействие упрочению региональной безопасности и стабильности. В ее рамках представители стран диалога получают также приглашения на ученые курсы в Школе НАТО в Обераммергау (Германия) и Оборонный колледж НАТО в Риме (Италия).
В 1991 г. Россия и НАТО, а также Украина и НАТО подвели официальную основу под свои двусторонние отношения. Между каждой из этих стран и НАТО были подписаны двусторонние соглашения, заложившие фундамент их будущих взаимоотношений. В качестве средств содействия регулярным консультациям и обсуждению вопросов безопасности были созданы Совместный постоянный совет Россия-НАТО и Комиссия Украина-НАТО. На заседаниях этих органов обсуждаются самые разнообразные темы, от миротворчества на Балканах, урегулирования кризисов и нераспространения оружия массового поражения до оборонной конверсии, охраны окружающей среды и чрезвычайного гражданского планирования.
В 2002 г. с созданием Совета Россия-НАТО, который заменил Совместный постоянный совет, отношения между союзниками по НАТО и Россией упрочились и углубились. Это означало более существенные перемены, чем просто смена названия, так как их отношения были поставлены на совершенно новую основу. В новой структуре, в которой все страны участвуют на равных основаниях, председательствует генеральный секретарь НАТО, а главными областями сотрудничества в ней стали борьба с терроризмом, регулирование кризисов и борьба с распространением оружия массового поражения. Аналогично Североатлантическому совету решения в Совете Россия-НАТО принимаются на основе консенсуса.
В начале девяностых годов в ряде восточноевропейских стран пришли к выводу о том, что вступление в НАТО позволит им лучше всего реализовать свои интересы обеспечения безопасности в будущем, и они выразили намерение стать ее членами. В марте 1999 г. в НАТО вступили три бывшие государства-партнера - Венгрия, Польша и Чехия - в результате чего в ее составе стало девятнадцать стран. На пражском саммите Североатлантического союза в ноябре 2002 г. еще семь стран (Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Эстония) получили приглашение начать переговоры о вступлении в НАТО. В марте 2004 г. они официально вступили в Североатлантический союз.
Семь новых Членов и другие претенденты на членство в НАТО добились хороших результатов благодаря Плану действий по подготовке к членству в НАТО, который был принят в 1999 г. для оказания помощи заинтересованным государствам-партнерам. Этот план позволяет участвующим в нем претендентам получать практические советы и целенаправленное содействие. В свою очередь от них ожидается достижение определенных политических целей, в том числе мирного урегулирования территориальных споров, соблюдения демократических процедур и принципа верховенства закона и демократического контроля над своими вооруженными силами. Участие в работе по этому плане не дает какой-либо гарантии вступления в НАТО в будущем, но оно помогает странам в адаптации своих вооруженных сил и подготовке их к обязательствам и обязанностям членов Североатлантического союза.
Правительства стран НАТО ясно заявили, что расширение Североатлантического союза не является для них самоцелью. Оно служит средством дальнейшего расширения зоны безопасности НАТО и повышения стабильности Европы в целом. Процесс расширения способствует отказу от конфликтов, так как уже сама перспектива вступления в НАТО служит для претендентов стимулом в разрешении споров со своими соседями и продолжении процесса реформ и демократизации. Более того, новые члены НАТО должны не только пользоваться выгодами такого членства, но и быть способными вносить свой вклад в упрочение общей безопасности всех государств-членов. Иным и словами, они должны быть и "поставщиками" безопасности, и ее "потребителями".
После распада бывшей Югославии внимание и энергия Североатлантического союза были в значительной степени сосредоточены на Балканах. Для прекращения или предотвращения там конфликтов НАТО трижды прибегала к военному вмешательству - в Боснии и Герцеговине в 1995 г., в Косово в 1999 г., и в 2001 г. в бывшей югославской Республике Македонии. В настоящее время она возглавляет там две миротворческие миссии - Силы стабилизации (СФОР) в Боснии и Герцеговине и Силы для Косово (КФОР) в южном сербском крае Косово. Обе миссии ставят своей целью гарантировать обстановку безопасности, в которой все граждане, независимо от своего этнического происхождения, смогут жить в мире, и где с международной помощью может начать развиваться демократия.
Миротворцы НАТО прибыли в Боснию и Герцеговину в декабре 1995 г., а в Косово - в июне 1999 г. вместе с военнослужащими из многих государств-партнеров, в том числе из России и Украины. И в том, и другом регионах НАТО активно участвовала в различных кампаниях по содействию прекращению крупномасштабных боевых действий. В августе и сентябре 1995 г. союзники по НАТО проводили воздушные операции в Боснии и Герцеговине против войск боснийских сербов. Эти действия помогли изменить соотношение сил между участниками боевых действий и вынудили руководство боснийских сербов принять условия мирного урегулирования, переговоры о котором проходили в городе Дейтон, штат Огайо (США).
Мандатом ООН для СФОР предусматривается не только поддержание мира в Боснии и Герцеговине, но также, при необходимости, принуждение к миру. По мере улучшения положения в области безопасности проводилось сокращение воинских контингентов в Боснии и Герцеговине. Одновременно с этим изменялся и характер стоящих перед ними задач. В настоящее время СФОР помогают беженцам и перемещенным лицам вернуться домой, разыскивают лиц, подозреваемых в совершении военных преступлений, для привлечения их к суду. СФОР также содействуют реформам в боснийских вооруженных силах, которые были разделены после окончания боевых действий на три армии по этническому принципу (боснийских мусульман, хорватскую и сербскую) в целях предотвращения возобновления конфликта в будущем.
Военное вмешательство в Косово началось после длившейся больше года эскалации насилия, роста опасности расширения конфликта в масштабах всего региона и неоднократных нарушений Белградом резолюций Совета Безопасности ООН, призывавших к окончанию притеснений албанского населения Косово. В марте 1999 г. Североатлантический союз принял решение начать воздушную кампанию против военных и военизированных структур югославского правительства, ответственных за эти притеснения.
Такое решение было принято после того, как были испробованы все другие варианты, и вновь не удалось мирными переговорами преодолеть непримиримость Белграда. Столкнувшись с неспособностью Совета Безопасности ООН принять меры по обеспечению соблюдения своих резолюций в связи с этим конфликтом, страны НАТО пришли к выводу о том, что единственным имеющимся у них вариантом было прибегнуть к военным средствам для прекращения гуманитарной катастрофы и восстановления стабильности в регионе. Воздушная кампания продолжалась 78 дней.
Несмотря на острые политические дискуссии по вопросу военного вмешательства Североатлантического союза, этих действия позволили создать важнейшие условия, необходимые для начала работы по восстановлению. Они положили конец военным действиям участников конфликта; позволили вывести из Косово части югославской армии, сербские полицейские и военизированные формирования; достичь соглашения о безоговорочном и безопасном возвращении беженцев и перемещенных лиц; получить заверения всех сторон в стремлении к заключению политического соглашения по Косово.
Мандат КФОР проистекает из военно-технического соглашения, подписанного НАТО и командованием югославской армии в июне 1999 г., и принятой тогда же резолюции 1244 Совета Безопасности ООН. Перед КФОР поставлена задача предотвратить возобновление боевых действий, создать обстановку безопасности и провести демилитаризацию Освободительной армии Косово. В дополнение к этому силы под руководством НАТО оказывают поддержку международным гуманитарным усилиям и сотрудничают с международным гражданским присутствием - Временной административной миссией ООН в Косово (МООНК) - с целью создания стабильной обстановки для будущего развития края.
В бывшей югославской Республике Македонии НАТО откликнулась на просьбу президента этой страны разоружить группы этнических албанцев, чьи действия угрожали безопасности и стабильности страны. Это вмешательство последовало за политическим урегулированием, достигнутым между представителями общины этнических албанцев страны и правительством, где в качестве посредников выступали специальные представители различных международных организаций, в том числе НАТО, а также США. В ходе этой операции, продолжавшейся тридцать дней с участием приблизительно 3500 военнослужащих НАТО, было собрано около 4000 единиц оружия. Эти действия и присутствие небольшого воинского контингента НАТО после их завершения помогли предотвратить гражданский конфликт и подготовили почву для примирения в стране и начала ее восстановления. По просьбе Скопье военнослужащие НАТО оставались в бывшей югославской Республике Македонии* до конца марта 2003 г., обеспечивая защиту наблюдателям из Европейского союза и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, после чего эту миссию принял на себя Европейский союз.
В первое десятилетие XXI века НАТО значительно изменилась по сравнению с тем союзом, что был создан для обеспечения безопасности в 1949 г. За время своего более чем полувекового существования Североатлантический союз и мир в целом развивались такими путями, которые не могли предвидеть основатели НАТО. НАТО стала совсем другой по сравнению с той организацией, которая в течение сорока лет "холодной войны" осуществляла оборону Западной Европы или даже той, что наблюдала за переходным периодом в Европе после "холодной войны" в девяностые годы. Интеграция новых государств-членов неизбежно повлечет за собой процесс дальнейшей адаптации, необходимый для учета интересов большего числа членов и поддержания способности Североатлантического союза своевременно принимать свои решения. Более того, стратегическая обстановка продолжает меняться и поэтому потребуется ускорение темпов развития НАТО для противодействия новым угрозам.
Хотя характер угроз, с которыми сталкиваются государства-члены, и способы противодействия им со стороны НАТО меняются, основные принципы сотрудничества в Североатлантическом союзе полностью соответствуют принципам Вашингтонского договора. НАТО обеспечивает трансатлантическую военно-политическую основу противодействия вызовам безопасности, увязывая вместе интересы Европы и Северной Америки, а также уравновешивая их с интересами отдельных государств-членов.
Постоянное преобразование НАТО - это часть процесса, направленного на повышение безопасности государств-членов Североатлантического союза и будущей стабильности и процветания Евроатлантического региона в целом. После пражского саммита союзники по НАТО активизировали свои усилия по адаптации НАТО к требованиям современности - защищать общие ценности, такие как соблюдение принципов демократии и прав человека; бороться с международным терроризмом и угрозой распространения оружия массового поражения; строить мосты безопасности с Россией и Украиной; продолжать развивать основы тесного сотрудничества с другими государствами-партнерами; служить эффективным инструментом регулирования кризисов и предотвращать распространение последствий конфликтов за их пределы и угрозы стабильности в целом в тех случаях, когда уже использованы все другие способы. Это комплексная задача и ее решение зависит от поддержки и содействия общественности в странах НАТО и государствах-партнерах, которая не хочет мириться с политикой конфликтов и настойчиво выступает за построение безопасности на основе взаимопонимания и сотрудничества на благо будущих поколений.