Описание религиозной жизни России наверное следует начать с при- нятия на Руси христианства. Это случилось в 988 году. Политическая обстановка того времени требовала для выживания государства принятия того или иного вероисповедания, причем вероисповедания соседей, кото- рые и становились союзниками. Предложений было много, но всерьез приш- лось выбирать между двумя: принятие православия, и дальнейшая ориента- ция на Византию или принятие католической веры и ориентация на Запад- ную Европу. Как известно, князь Владимир выбрал православие, наверное в силу того, что греки Руси никак не угрожали, скорее наоборот, а вот в западноевропейской политике и тогда (и сейчас) занимал видную роль "Дранг Нах Остен" - поход на Восток, с крестом и мечом. Если бы тогда была принята латинская вера (т.е. католичество), то Русь как самостоя- тельное государство перестала бы существовать.
Русь, приняв христианство, еще долго оставалась под властью язы- ческих воззрений, которые включились в православное вероучение. Вместе с византийским вариантом христианства была воспринята и идея подчинен- ности церкви светским правителям.
Православная церковь не дала распасться Русской державе в период феодальной раздробленности и монголо-татарского ига. Ведь тогда Русь представляла собой скопление мелких княжеств, постоянно враждовавших между собой. Но церковь была одна, подчиняющаяся одному митрополиту Всея Руси. Митрополия находилась до 1300 г. в Киеве, затем некоторое время - во Владимире, затем в Москве. Именно поддержка церкви позволи- ла начать процесс объединения русских земель вокруг Москвы в 14 веке.
Формирование государственности на Руси шло в направлении к силь- ной центральной светской власти. Церковь постепенно теряла функции не- посредственного управления. Эпизодические попытки православной церкви усилить свое влияние на государственную власть успеха не имели. Прио- ритет государственной власти над церковной и определение статуса пра- вославной церкви как государственной религии получили правовое закреп- ление в Соборном уложении 1649 г.
В XVII веке вновь обостряется борьба "священства" и "царства", но произошедший церковный раскол позволил царской власти взять контроль над церковью под предлогом защиты "правой веры".
При Петре I была создана государственная система управления, уп- разднено патриаршество, и даже тайна исповеди была включена в систему государственной политики.
Устройство Русской Православной Церкви: с 988 по 1589 г. она име- ла митрополитанское устройство (т.е. высший иерарх - митрополит - наз- начался Константинопольским патриархом), с 1589 церковь стала автоке- фальной (т.е. независимой от Византии (которой уже не было)). В 1721 году Петр Первый упразднил патриаршество и ввел Священный Синод, под- чиненный правительству.
Согласно "Своду законов Российской империи" все религии на терри- тории страны делились на три группы: государственную (православное ве- роисповедание), терпимые (староверы, инославные, т.е. христианские неправославные, ислам, иудаизм, буддизм, идолопоклонничество и т.д.), и нетерпимые (различные секты). Запрещенные секты в России (конец 19 века): молокане, хлысты, духоборцы, жидовствующие, адвентисты 7-го дня и др.
Все существовавшие в России и состоящие из Российских подданных христианские неправославные церкви а также представители всех иных не- запрещенных вероучений пользовались правом свободного исповедания сво- ей религии, но без права проповеди своего вероучения. От духовенства инославных и иноверных исповеданий российские законы требовали осу- ществления тех же мирских функций, что и от православной церкви: веде- ния записей о рождении, смерти, браке и т.д. Запрещались законом пере- ходы из христианского вероисповедания в иноверное, из православного - вообще. Переход из одного иноверного вероисповедания в другое также не был свободным, исключение было только для евреев. Ограничения наклады- вались и на браки.
Не исповедывать какое-либо вероучение вообще запрещалось до нача- ла прихода к власти большевиков. Распространение атеистических взгля- дов подвергалось уголовному преследованию.
Временное правительство, придя к власти, отменило все сословные, религиозные и национальные ограничения.
Декретом "О земле" большевистского правительства от 26.10.1917 все монастырские и церковные земли были "национализированы". Другими декретами православная церковь была отстранена от государства, школы, армии, потерял юридическую силу церковный брак. Выдача государственных средств на содержание церквей и духовенства прекратилось, наоборот, большевики стали варварски грабить церковь.
В конце 20-х религиозные организации были объявлены враждебными советской власти и "классовыми врагами", началась широкомасштабная кампания по закрытию храмов.
Православная религия была заменена на коммунистическую. Коммунис- тическая идеология СССР имела массу признаков религии: своего бога и его сподвижников, мучеников, святых и святыни; рай и ад (на земле), и другое. И когда несколько лет назад была разрушена вера в В.И.Ленина, т.е. с метафизической точки зрения, Ленин остался без энергетической подпитки, вся советская магическая система рухнула. Также, как и в случае разрушения дворца царя Кащея: иголку выдернули - и дворец раз- рушился. Вообще очень многие учения, даже не религиозного характера, становятся религиями из-за потребности многих людей в верить во что либо, верить именно слепо. Так "общечеловеческие ценности" и идеалы демократии воспринимаются часто не критически а догматически. Что-то может не нравиться - но ведь так пишут в газетах и говорят по телеви- зору ... . Жить только своим умом тяжело. Фашизм также может рассмат- риваться как религия - учение о превосходстве одной нации. Коммунизм - то же самое, только мирового господства должна добиться не нация, а класс.
В 1943, после встречи И.В.Сталина с руководством Русской правос- лавной церкви, на Архиерейском соборе был избран патриарх Московский и Всея Руси. В 1945 религиозным организациям в СССР были предоставлены права юридических лиц. Правда, к концу 1940-х процесс "потепления" от- ношений между церковью и государством был приостановлен.
В конце 1980-х были сняты многие ограничения на деятельность ре- лигиозных организаций. Практически все религиозные течения развернули бурную деятельность. Появились и серьезно распространились различные секты. Вообще каждая религия изменяет сознание человека, пребывание же во многих сектах изменяет сознание человека так, что он не способен уже к нормальной жизни. Причем сам человек этого не замечает, ему нра- вится, чего нельзя сказать об окружающих.
В настоящее время по конституции 1993 года (глава 2, статьи 14-19) Российская Федерация является светским государством, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Государство закрепляет равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, пола, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места житель- ства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Конституция запрещает любые формы ограничения прав граж- дан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или рели- гиозной принадлежности.
Каждому гражданину Российской Федерации гарантируется свобода со- вести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивиду- ально или совместно с другими любую религию или не исповедовать ника- кой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (Ст. 28).
В конституции зафиксирована свобода деятельности общественных ор- ганизаций, при этом никто не может быть привлечен к вступлению в ка- кое-либо объединение или пребывание в нем (Ст.30).
Статья 59, пункт 3 Конституции устанавливает правовую норму, сог- ласно которой гражданин Российской Федерации в случае, если его убеж- дениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
Каждому гражданину предоставлена свобода мысли и слова. Не допус- кается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, на- циональную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового пре- восходства (Ст.29).
Вообще, каждая религия - форма мироощущения. Подавляющее боль- шинство верующих не разбирается в сложных теологических проблемах, они просто чувствуют феномен мироощущения той или иной религии и выбирают (если есть такая возможность) тот вариант религии, который отвечает их психологическому настрою. Существуют этносы - т.е. народы - объеди- нения людей по национальному признаку, а существуют суперэтносы или цивилизации - объединения людей по сходству мироощущений. Например, славяно-православная цивилизация объединяет русских, украинцев, бело- русов, сербов; западноевропейская - народы Западной Европы и Северной Америки, имеющие католическую и протестантскую религии, туда входят этнически разные народы, но все они имеют схожую культуру. Можно быть наполовину французом и наполовину арабом, но нельзя быть наполовину христианином и наполовину мусульманином.
Сейчас популярны исторические учения, рассматривающие все явления мировой политики сквозь призму глобальной борьбы цивилизаций. У нас в этом направлении работал Л.Н.Гумилев, на западе сейчас популярны рабо- ты Сэмюэла Хантингтона. Они весьма интересны, так как он является ди- ректором института стратегических исследований при Гарвардском универ- ситете, где сейчас и разрабатываются перспективные модели нового миро- вого устройства.
С точки зрения Хантингтона, "Мировая политика вступает в новую фазу, в которой основным источником конфликтов будет уже не идеология и не экономика. Великие раздоры в среде человечества будут порождены культурно-историческими различиями. Столкновение цивилизаций станет доминирующим фактором в мировой политике.". Среди существующих сейчас цивилизаций профессор указывает западно-христианскую, мусульманскую, славяно-православную, индуистскую, конфуцианскую, японскую, африканс- кую и латиноамериканскую. Самые серьезные и кровопролитные конфликты будут происходить вдоль границ, разделяющих эти цивилизации.
В подтверждение справедливости своих воззрений Хантингтон приводит следующие доводы:
1. Различия между цивилизациями серьезнее и древнее любых других делений человечества. Они связаны с историей, языком, культурой, традициями, и самое главное - с религией.
2. Мир становится более тесным.
3. Быстро меняющиеся социальные и экономические условия порождают мировоззренческий вакуум, который заполняется религиями, причем часто в экстремистских формах. Социологи отмечают, что возврат к религиозным мировоззрениям - одна из серьезных социальных тенденций конца 20 века.
4. Стремление Запада насадить по всей планете свои мировоззренческие идеалы - демократию и либерализм, а также ставка на военное и экономическое превосходство вызывают во всем остальном противодействие, диктуемое просто инстинктом самосохранения.
5. Устойчивость культурных и религиозных различий. Если экономические и политические противоречия могут быть устранены, то русские останутся русскими, а эстонцы - эстонцами.
6. Экономическая интеграция отдельных регионов. Примеры - Западная Европа, Юго-Восточная Азия.
Все эти исследования проводятся, конечно, с целью нахождения стратегии сохранения мирового лидерства за западной цивилизацией. Для этого Хантингтон считает необходимым:
- включить в сферу монопольного влияния Запада Восточную Европу и Латинскую Америку;
- в России и Японии поддерживать прозападные группировки;
- всемерно ограничить военное развитие "потенциально враждебных цивилизаций", то есть видимо всех остальных;
- проявить умеренность в сокращении западных военных возможностей.
Мне кажется во "внеисповедальном" состоянии по-прежнему остается подавляющее большинство людей. Сложно жить полностью самостоятельно, принимать ответственные решения, определять свое мировоззрение. Навер- ное это и не надо. К сожалению, в поисках своего пути многие обрати- лись к различным сектам, богоискателям типа Вл. Соловьева, С.Булгако- ва, Л.Толстого и других, Православной же церковью их учения характери- зуются как ереси. Другая крайность - идеализация прошлого, так называ- емая "новая религиозность". Не приведет к доброму результату насильст- венное занятие этим. А если что-то хорошее и получится, то в ущерб другому.